Известный казанский фотограф и оператор Михаил Соколов отметил свой 50-летний юбилей.  Корреспондентам"Вестумфото" удалось встретиться и побеседовать с ним.

Е.С. - Михаил Станиславович, как оказалось, вы сменили фото на кино? И что же ждать на подходе?

М.С. - Да, верно. Я занимался фотографией буквально до 2016 года, а теперь занимаюсь съемкой художественных фильмов. И кто его знает, что там на подходе. Может быть все что угодно. Я перестал себе ставить какие-то рамки. Главное, чтобы было интересно и увлекательно. Увлекло кино.

Sokolov 1   Sokolov 2

Е.С. - А почему кино?

М.С. - Просто захотелось и все. Когда фотография превращается в конвейер, становится скучно. Фотографией занимаюсь с 89-го года. За это время работал во многих известных изданиях, а последние семь лет в издательском доме «Коммерсантъ».

  Дело в том, что это все рядом: фотография и кино. Я не как режиссер снимаю, а как оператор-постановщик. Я кадры ставлю. В принципе, сейчас делаю то, чем занимался раньше. Просто кадры стали движущимися. (улыбается) Я отвечаю за весь визуальный материал в фильме.

  Сначала на собственные средства с режиссером Фаридом Давлетшиным, его ученицей Фирузой и продюсером Натальей Топал сделали пробный короткометражный фильм ко Дню победы "Яблоко любви" ("Гыйшик алмасы" тат.), где в главную роль исполнил народный писатель и общественный деятель Рабит Батулла. Позже сняли еще одну короткометражку. И на 2017-й год есть планы. Есть очень хорошая задумка, шикарный сценарий – снять фильм о детской игровой компьютерной зависимости. Сейчас как раз обсуждается этот вариант, как полнометражный художественный фильм. И он действительно социально значимый. Многие наши дети находятся под угрозой опасной зависимости, но почему-то все об этом молчат. Мы с этим сталкиваемся, если не каждая, то каждая вторая семья. Кто-то считает, что это нормально, но некоторые начинают бить тревогу, но, повторюсь, об этом все равно молчат. Маленьких детей невозможно оторвать от компьютеров. Они становятся асоциальными и  неадекватными… В Китае уже есть своего рода реабилитационные лагеря для таких детей-игроманов. Все-таки, когда взрослые этим страдают, они могут себя чем-то еще параллельно занять, а дети, к сожалению, не знают многих удовольствий пребывания  в реальном пространстве. Они просто больше ничего не видят и не понимают, уходя в иллюзорный мир и забывая о настоящем.

Игромания - то же, что и наркомания.  Это деградация. Это уничтожение мозгового потенциала нации. Люди думают, что проблемы на работе, в личной жизни, в себе можно забыть, стоит лишь уйти из реальности в игру. Что-то не понравилось, нажал «ctrl + Z», и все вернул на свои места. К этой проблеме я решил подходить через судьбы конкретных детей. Будет много интересного, но говорить пока ничего не стану.

Е.С. - В этом виноваты родители, предоставляющие своим детям всевозможные навороченные гаджеты?

М.С. - Вы знаете, Билл Гейтс разрешал сидеть детям за компьютером в день не более одного часа. Дело в том, что у многих сейчас заниматься досугом детей не хватает времени. А им просто надо предоставить альтернативу, чем-то увлечь, чтобы жилось интереснее, нежели в этом ящике.  Опять же сайты, игры суицидального характера, которые трактуют детям о другой псевдореальности.  Надо рассказывать и показывать, как хорошо, на самом деле, живется в реальном времени и пространстве.

  Собираемся также снять фильм о зависимости от социальных сетей. Почему об этом явлении особо не распространяются?  Да, потому что удобно управлять дебилами. Раньше не было такого, потому что человеком очень здорово и качественно занимались: октябрята, пионеры, комсомольцы, мощные организации с сильнейшей промывкой мозгов, и давалось одно из лучших в мире образований. Человек был не просто образованный, а развитый всесторонне. В Советском Союзе не столько учили профессии, сколько учили учиться. И, поэтому люди, которые получали образование в 60-70-е годы, они интеллектуально развитые. У них другие интересы. Тот же компьютер они больше используют как источник информации о дополнительных знаниях. Я вот до сих пор телефоном пользуюсь, чтобы звонить по нему. А все эти ЕГЭ, игры компьютерные ведут к глобальной дебилизации общества, то есть  к "баранизации" ( от слова "баран"), которые будут или наоборот не будут работать, но ими будет очень легко управлять.

 Е.С. - И все же, спрос рождает предложение, то есть надо ликвидировать интерес?

М.С. - Не надо ничего ликвидировать. Дайте людям альтернативу. Если я своего ребенка запру в комнате, то, конечно же, он сразу полезет в компьютер. Значит, день надо очень хорошо расписать, чтобы на игры у него не хватало сил; с утра – тренировки, в обед – учеба и т.д. Если ребенку все запрещать, то ничего не добьешься. Горбачев ввел сухой закон, а, в итоге, страна отравилась сомнительной спиртосодержащей гадостью. А Жириновский, в свою очередь, предложил сделать нормальную водку по 50 рублей,  и пусть упьются все, кому надо. И никто пить не будет! Российский человек чувствует дефицит и потребность в скупке всего, в том числе и водки. В любой западной стране пьют ни меньше, чем в России, но они понимают, что у них это никто не отберет, и можно жить спокойно.

  Развитие человека – это дерево с его ветками, побегами и листьями, то бишь его интересы, увлечения, профессиональная деятельность, семья и др.  Не надо ничего рубить, оставлять голых стволов. Надо облагораживать, ухаживать и благостно питать.

Е.С. - Как грамотно преподнести альтернативу, например, вернуть «моду» на чтение?

М.С. - Как начал пропадать интерес к книгам электронным, людям вновь полюбилось страницы бумажные листать, картинки смотреть и даже вычитывать что-нибудь. В любом случае, не надо никого заставлять что-то делать. Сами придут, сами выберут кому и что надо. Опять же это зависит от умственного развития. Кто-то никогда из этого компьютера не вылезет, а кто-то мозгами зашевелит. В конце концов пятая точка заболит и придется же встать и что-то сделать от скуки. Природа умна. Она никогда не даст возможности уничтожения всего поколения. Обязательно найдется тот, кто захочет взметнуться и вытащить себя за волосы из болота.  А значительная масса может и увязнуть.

 Е.С. - А не поглотит ли эта общая масса ту самую «разумную» часть населения?

М.С. - За все развитие человеческого общества еще никто никого не поглотил. МЕНЬШИНСТВО ВСЕГДА УПРАВЛЯЕТ БОЛЬШИНСТВОМ. Это закон.

 Е.С. - Вы работаете сами на себя?

М.С. - Не совсем. Мы ищем финансирование, где только возможно. Все остальное у нас есть: собственное оборудование, сценарий, режиссер, операторы, актеры (кто-то бесплатно, кто-то за рекламу или за гонорар). Пока интересуют камерные аккуратные вещи социально-философского характера. Мой первый фильм, прежде я не держал видеокамеру в руках, «Яблоко любви» (Гыйшык алмасы, тат.) был участником Казанского фестиваля мусульманского кино 2016-го года.  А на днях нам сообщили еще одну приятную новость. Эта кинолента  вошла в основную программу Международного кинофестиваля "Фреска", который состоится в конце августа этого года в Ереване.

 Sokolov 3

Е.С. - Если к Вам подойдет человек со своим сценарием, как Вы поступите?

М.С. - Сначала посмотрю. Если это стоящий сценарий, то будет глупо не попробовать его, однако таких качественных вещей очень мало. Даже некий голод существует в данной области.

Е.С. - Вы не хотите взять на обучение подрастающее поколение?

М.С. - Да, пожалуйста. По своему опыту могу сказать, что я довольно жесткий наставник. Если человек действительно хочет чему-то научиться, он сам это возьмет, он сам этого добьется! А если желания нет, то дальше разговора никогда дело не зайдет.

Е.С. - Как рождается образ?

М.С. -   Для того, чтобы картинка родилась, нужно научиться видеть. Смотреть и видеть – это совершенно разные вещи. Моя задача заключается во втором, а если к этому добавить фантазии, творчества и личного творческого потенциала, может получиться замечательная вещь. Даже медведя учат ездить на одном колесе и ничего, не пыхтит и делает свою работу.

М.С. - А как Вам далось это ремесло?

М.С. - В 1989 году я устроился подрабатывать ночным охранником в КХТИ, а там во дворе, который я охранял, была большая фотолаборатория с оборудованием, и я познакомился с ребятами оттуда. Вот они и  предложили  подшабашить. Мои новые знакомые тогда обслуживали ЗАГС, и вот я начал по ночам карточки печатать. Затем сам в ЗАГСе снимал. В 91-м году издание «Вечерняя Казань» распалось на две газеты: одноименная «Вечерняя Казань» и «Казанские ведомости». У меня даже сохранилась фотография с мэром Камилем Исхаквым, где запечатлено подписание договора об учреждении газеты «Казанские ведомости». С этого все началось и дальше понеслось. А тут уже пресса. Все интересно, увлекательно, такая необычная тусовка. А потом захотел поработать с видео. Это несколько иной, смежный вариант творчества, когда ты смотришь на привычные вещи под другим углом. Делаешь живую картинку.

Е.С. - Встречали среди современного молодого поколения интересных представителей Вашей профессии?

М.С. - Раньше профессиональным фотографом было довольно-таки трудновато искать аппаратуру, материал, проявлять фото…  А теперь с развитием цифровой индустрии количество фотографов растет в геометрической прогрессии. К сожалению, толковых специалистов очень мало. Из журналистов есть интересные талантливые парни, и, опять же, это штучные варианты.  

Е.С.Бывают ли у Вас минуты огорчения?

М.С. - А как же! И взлеты, и падения. К этому надо быть готовым. Упал, отжался и поднялся. Тихо иди к своей мечте. Всем известно, успех – один процент таланта и девяносто девять труда и еще можно добавить сюда капельку творческого разгильдяйства. Всегда говорю, что выбор надо сделать один раз в жизни. Если ты понял, что тебе что-то интересно, нравится, хватайся. Это уже не работа, а муки и счастье творчества.  

Е.С. - И все же, вернемся к главному. У Вас в этом году юбилей. Как собираетесь праздновать?

М.С. - Это вопрос уже для моей жены. Она у меня «специалист по связям с общественностью». С этим человеком интересно, есть о чем поговорить. Наши отношения могу назвать идиллией, и поэтому она знает, что лучше для меня.   

                                                                    Беседовали Елизавета Сергийчук, Анна Бочкарева, Ирина Русинова

Sokolov 4

Поделиться в соц.сетях: